Собака для слепых: Собаки-поводыри — породы собак-проводников для слепых, подготовка и дрессировка, список центров

Содержание

Собаки-поводыри — породы собак-проводников для слепых, подготовка и дрессировка, список центров

Собака-поводырь, или, как говорят специалисты из этой сферы, собака-проводник, – безусловный помощник слабовидящего человека, помогающий ему с максимально возможной безопасностью передвигаться вне пределов квартиры или дома. Главная задача такой собаки – ведя хозяина по дороге, выбирать наиболее безопасную траекторию и предупреждать обо всех препятствиях на пути. Под препятствиями понимаются бетонные ограничители для машин, заборчики, лестницы, выступы или ступени, низкие ветки деревьев или низко висящие провода, светофоры, траншеи и т.д. и т.п. У этих и любых других препятствий собака останавливается и ждет, пока ее хозяин с помощью белой трости не обследует объект и не поймет, что это и как его можно обойти. И только после того, как человек подаст команду, животное продолжает движение.

В повседневной речи намного более распространен вариант «собака-поводырь», однако с точки зрения профессионалов, эти животные называются «собака-проводник». Поэтому если вы разговариваете со специалистами, лучше выбирать более официальную формулировку.

Собак-проводников учат ходить на полкорпуса впереди владельца, а ведет он ее на специальной шлейке с жесткой дугой, что позволяет лучше чувствовать питомца. Однако это – лишь малая часть того, чему обучают поводырей. В России их подготовкой занимаются нескольких специализированных центров. Один из самых известных расположен недалеко от Москвы – в микрорайоне Купавна города Балашиха. Полное название этого центра звучит как «Российская школа подготовки собак-проводников Общероссийской общественной организации инвалидов „Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых“» (РШПСП ВОС). Еще один крупный центр собак-поводырей расположен в той же Балашихе, но в Железнодорожном – это учебно-кинологический центр «Собаки – помощники инвалидов» (более краткий вариант – «Собаки-помощники»).

На примерах данных школ мы и предлагаем рассмотреть, как обучают собак- поводырей. Конечно, программы подготовки во многом схожи, ведь и к проводникам предъявляются схожие требования.

Первая книга по тренировке собак-проводников была выпущена еще в 1819 году. Однако наиболее активное развитие данного направления приходится на послевоенный период – для помощи тем, кто потерял зрение в боях. В Европе это Первая мировая война, в СССР – Великая Отечественная.

Важные умения собак-проводников и требования к ним

В обычной жизни проводник – обычная же собака, которая любит ласку хозяина, игры, прогулки, лакомства. Однако в рабочее время – когда животное ведет хозяина – его поведение должно отвечать строго определенным критериям.

  • Поводырь должен уметь ни на что не отвлекаться. Проходит ли на улице кошка или другая собака, взрываются ли петарды или шумят машины – собаки для слепых людей, ведущие владельцев, должны максимально концентрироваться на дороге. Конечно, животное – не робот и может отвлечься, но хороший проводник возвращается к своим основным обязанностям по первому же сигналу хозяина. При дрессировке особенное внимание уделяют тому, чтобы собака не боялась суеты и шума больших городов. Для этого, например, с еще юными животными довольно много гуляют по оживленным улицам.
  • Собака не должна охранять человека – ее функции совершенно другие. Дело в том, что пес-охранник может не подпустить к хозяину врачей или иных посторонних лиц, в то время как слепым людям может потребоваться помощь других людей. Поэтому проводников учат не охранять, а сопровождать.

  • Собака должна отлично запоминать маршруты: до магазина, в поликлинику, на работу и т.д. Лучший вариант – если с маршрутами животных познакомят зрячие родственники или близкие слепого человека. Хорошо подготовленному проводнику достаточно 2-3 прохождений, чтобы надолго запомнить дорогу и суметь воспроизвести ее даже после долгого перерыва. Обычно владелец дает маршруту название, и оно становится для поводыря командой.
  • Собака должна быть готова к особенностям передвижения с незрячим хозяином. Например, обследование препятствия у слепого человека может занять некоторое время, и поводырь должен терпеливо стоять и дожидаться команды о продолжении движения. Также проводнику нужно знать все типовые ситуации, с которыми он может столкнуться, сопровождая хозяина, в том числе во время поездок в общественном транспорте. Для отработки этих случаев в школе в Купавне есть старый автобус.

Кроме того, собака должна быть общительной, любить хозяина, стремиться ему помогать. Человеколюбие – очень важная черта поводырей. Без этого они не смогут по- настоящему заботиться о незрячем человеке в соответствии с его потребностями. Важны и физические данные – проводник должен быть здоровым, выносливым, хорошо переносить передвижение в транспорте и т.д.

Некоторые инвалиды, у кого уже есть собака, просят, чтобы ее воспитали как поводыря. Однако в большинстве случаев это невозможно.

Стадии обучения собак-проводников

Обучение собак-поводырей начинается с самого юного возраста, и всю программу можно разделить на несколько этапов. Животные регулярно проходят тесты, в рамках которых оцениваются их психологическое состояние, успешность в учебе и т.д. В итоге, например, в Купавне из всех отобранных щенков проводниками становятся 70-80%. Тех, кто не справился с испытаниями, центры продают по достаточно демократичным ценам или отдают в дар.

  • Уже 1,5-месячные щенки могут проходить первичный отбор. Работники школы смотрят, чтобы собаки были контактными, дружелюбными, общительными. Две важнейшие черты будущего проводника – чтобы животное не боялось резких/громких звуков и чтобы у него не был слишком сильно выражен инстинкт охотника. Для выявления последнего фактора юных собак тестируют на кошках – если щенок не может от нее «оторваться», значит, проводник из него не получится. С теми же, кто прошел данное испытание, инструкторы начинают вплотную работать. Во-первых, еще больше отучают от роли охотника и охранника, а также снижают реакцию на шумы, посторонние движения и т.д. Во-вторых, социализируют, занимаются общим воспитанием, повышают выносливость.

  • С 6-7 месяцев стартует следующий этап – будущих проводников учат правильному поведению, особенностям прогулок по городу, общению с людьми и т.д. Эта часть программы мало чем отличается от стандартных курсов общей дрессировки, лишь за тем исключением, что больше внимания уделяется контактам с людьми. Также животных учат спокойно реагировать на прикосновения к себе, ведь слепой человек иначе «осмотреть» своего питомица просто не сможет.
  • Заключительным этапом становится специальный курс дрессировки поводырей. Данная ступень обычно начинается, когда собака достигает примерно годовалого возраста, но школы готовы работать и с животными постарше – до двух лет. Спецкурс длится 6-8 месяцев. Подготовка собак-проводников для слепых подразумевает обучение различным командам, особенностям поведения при прохождении маршрутов с незрячим человеком и совместной жизни с ним. Например, «Апорт» в данном случае означает поднять вещь и принести непосредственно владельцу в руку. Также собак учат двигаться с хозяином по незнакомым дорогам. Здесь задача поводыря – провести человека между других людей, предупреждать о препятствиях и придерживаться заданного направления. Куда идти, говорит сам хозяин, ведь проводник – не навигатор. Он лишь идет, следуя командам «Прямо», «Влево», «Вправо» и т.д.

В 2016 году центр в Купавне передал новым хозяевам 49 собак, в 2015-м – 51, в 2014-м – 55. Одновременно здесь могут готовить около 100 животных, в школе в Железнодорожном – около 50.

Подготовка собак-поводырей завершается главным экзаменом, который имитирует проведение по маршруту слепого человека (в его роли выступает инструктор в очках, полностью блокирующих зрение). Эту пару сопровождает «видящий» экзаменатор, который смотрит правильность выполнения заданий и фиксирует ошибки, если они есть.

Строгость отбора и сложность тестирований необходимы для того, чтобы и инструкторы, и собственно будущие владельцы могли быть уверены: воспитанник центра действительно станет надежным помощником. Про собак-поводырей для слепых говорят, что они не просто глаза своего хозяина – в некоторых ситуациях они буквально спасают человеку жизнь. Таким образом, качественная подготовка проводников имеет действительно большое значение.

На сайте школы в Купавне можно узнать, какие собаки, не справившиеся с программой, ищут своего хозяина, а также сколько стоит такой питомец.

Породы собак-проводников

Важный вопрос заключается в том, какие породы собак могут стать поводырями. Среди приоритетных черт характера – обучаемость, смышленость, человеколюбие и т.д. Актуален и такой аспект, как простота ухода, ведь незрячему человеку может быть сложно выполнять некоторые действия. Поэтому не всем подходят, например, длинношерстные породы, хотя они также используются.

  • Лабрадоры – безусловные фавориты среди проводников в школе в Купавне (как и в других центрах) в силу характера, дружелюбия и обучаемости. Они легко переключаются с инструктора на нового владельца и, как правило, быстро налаживают с ним контакт. Кроме того, рост лабрадоров позволяет удобно вести их на шлейке.

  • Восточно-европейские, немецкие овчарки также обладают всеми необходимыми качествами, а главное – они могут работать в более холодных уголках нашей страны. С другой стороны, им требуется больше времени, чтобы переключиться с инструктора на вновь обретенного хозяина.

  • У голден-ретриверов подходящий характер, однако более длинная шерсть, с которой может быть тяжело справиться слепому или слабовидящему человеку. Впрочем, здесь все зависит от самого будущего хозяина, его пожеланий и возможностей. Центр в Железнодорожном также активно использует золотистых ретриверов для проекта по реабилитации детей с особенностями развития.

  • Колли также иногда воспитываются в качестве проводников в силу своего дружелюбия и хорошей дрессируемости.

Волонтерство для школ

Школы приветствуют волонтерскую работу. Обычно под этим подразумевается, что желающие могут взять на себя первый и второй этап обучения, и тогда центр дрессировки собак-поводырей сфокусируется только на спецкурсе (третий этап). Например, центр в Купавне принимает в дар или покупает собак стоимостью до 10 тыс. руб. Главные критерии отбора – чтобы характер, выправка и способности животных отвечали тем же требованиям, что предъявляются к другим воспитанникам. Иными словами, подходящей считается собака, которая легко сходится с человеком, обучаема, воспитана, не боится громких звуков и т.д.

Каждому человеку собаку подбирают индивидуально, учитывая как совместимость характеров, так и другие аспекты, например, рост и вес животного – чтобы владельцу было удобно ходить со своим питомцем и ухаживать за ним.

В РШПСП ВОС готовы взять восточно-европейских и немецких овчарок, лабрадоров и голден-ретриверов возрастом до двух лет. Конечно, животное должно быть здоровым, а вот соответствие традиционным стандартам породы в данном случае совсем неважно.

В свою очередь, школа в Железнодорожном построила работу с волонтерами по другой схеме. Здесь активно привлекают приемные семьи, которые воспитывают уже отобранных центром щенков с 2-3 месяцев до года, после чего животные возвращаются в школу и переходят к спецкурсу. Породы собак для будущей передачи слепым или для использования при реабилитации детей здесь те же самые – в основном это голден-ретриверы и лабрадоры.

При необходимости волонтеры обеспечиваются кормом и всеми предметами собачьего быта, кроме того, к ним регулярно (обычно еженедельно) приезжают специалисты центра, в том числе чтобы проводить со щенками специальные занятия. Главная задача приемной семьи – позаботиться о животном, социализировать его, обучить основным командам. Кураторы и ветеринары школы готовы оказать любую консультацию и помощь, будь то совет по воспитанию или передержка животного на время отпуска волонтера.

По истечении положенного времени щенка обязательно надо будет вернуть на дальнейшее обучение, однако экс-воспитатель сможет узнавать о судьбе собаки: прошла ли она спецкурс, нашла ли хозяина, как живет и т.д. В центре подчеркивают, что содержание будущего-поводыря – не только социально ответственная работа, но и, например, своеобразная тренировка для тех, кто подумывает завести собаку, но пока не уверен, что справится с уходом за ней.

Подготовка хозяина к работе с собакой-проводником

Согласно законодательству, инвалиды по зрению первой группы (при условии, что они граждане РФ старше 18 лет) могут получить собаку-проводника бесплатно, как и специальную шлейку. Для этого нужно оформить соответствующее направление от соцорганов, после чего подать заявку в школу. Человека ставят в лист ожидания и оповещают, когда подходящая собака находится – обычно это происходит через 3-12 месяцев.

Важно, что к совместной жизни готовят не только собаку, но и хозяина. В частности, правила центров и в Купавне, и в Железнодорожном предписывают, что будущий владелец должен пройти 2-недельный курс обучения. В его рамках людям объясняют, как правильно ухаживать за собакой, как подавать команды, как передвигаться с ней по улице и т.д. По итогам практических и теоретических занятий необходимо сдать экзамен.

На время обучения «студенты» центра в Купавне живут в гостинице при школе, причем уже через несколько дней после знакомства собака переселяется в номер хозяина. Это необходимо для того, чтобы животное и человек лучше узнали друг друга. Результат подобной политики весьма позитивен – процент отказа от животных минимален (меньше 5%).

Как и обычных собак, проводников поощряют лакомствами, в том числе за правильно указанные препятствия. Поэтому владелец не выходит на маршрут без угощений для питомца.

Школы собак-проводников в России

Мест, где в России готовят собак-проводников, очень немного. В некоторых источниках можно встретить утверждение, что школа в Купавне вообще единственная, но на самом деле это не так. Со списком подобных центров вы можете ознакомиться ниже.

ГородНазвание организацииСайт
Москва«Российская школа подготовки собак-проводников Общероссийской общественной организации инвалидов „Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых“» (РШПСП ВОС)sobakaprovodnik.ru
МоскваУчебно-кинологический центр “Собаки-помощники инвалидов”www.guidedogs.ru
Санкт-ПетербургШкола подготовки собак-помощников и поводырей «Ева»canistherapy.com

Видео о собаках-поводырях

Породы собак-поводырей

Собака-поводырь — это не просто верный друг, но еще опора и поддержка для людей с ограниченными возможностями. И с такой ответственностью может справиться далеко не каждое животное. Какие породы могут быть удостоены этого звания?

Собака-поводырь для слепых — особенный питомец. Известно, что в этой роли собаки используются уже несколько столетий. А школы для подготовки животных впервые были открыты в Германии во время Первой мировой войны — для обучения собак, которые впоследствии сопровождали потерявших зрение или слабовидящих ветеранов. Спустя несколько лет похожие заведения появились в Великобритании, США и СССР.

  • Особенности собак-поводырей:

  • Средние размеры: от 65 до 70 см в холке;

  • Отличный слух, зрение и обоняние;

  • Добродушный нрав;

  • Умение подавлять инстинкты;

  • Верность;

  • Сообразительность, высокие интеллектуальные способности.

По большому счету собака любой породы, соответствующая определенным критериям, может стать собакой-поводырем.

Ключевой момент — специальное воспитание и необходимая подготовка. Однако существуют породы, которые уже несколько десятков лет используются в качестве помощников для людей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Лабрадор ретривер

    Лабрадор — выдающаяся собака-поводырь. Она отличается терпением, веселым нравом и дружелюбием. Большинство незрячих людей выбирают представителей именно этой породы.
    Лабрадоры-ретриверы активны, сообразительны и очень лояльны к детям. Они легко запоминают новые маршруты и разучивают команды.

  2. Золотистый ретривер

    Общительные и умные золотистые ретриверы тоже являются одной из самых популярных пород, которые выбирают в качестве поводырей. Эти чувствительные собаки готовы служить человеку 24 часа в сутки. Они коммуникабельны, но ненавязчивы, легко обучаются и дрессируются. Кроме того, ретриверы очень любят детей и животных.

  3. Колли

    Интеллигентный и спокойный колли — идеальный помощник человека. Представители породы тонко чувствуют настроение хозяина, терпеливы и очень внимательны. Колли настороженно относятся к посторонним людям и защищают хозяина в любой ситуации. Собаки этой породы отлично ладят с детьми.

  4. Немецкая овчарка

    Смелые, послушные и верные немецкие овчарки служат на благо человеку уже не один десяток лет. Они помогают не только полицейским и пограничникам, но нередко становятся поводырями. Немецкая овчарка давно стала больше, чем просто другом человека. Это настоящий соратник, которому можно довериться на сто процентов.

  5. Ризеншнауцер

    Крупные ризеншнауцеры признаны гениями среди собак. Они обладают феноменальной памятью и способны запоминать несколько десятков команд. Кроме того, они обожают детей и игры. Ризеншнауцер станет настоящей опорой и поддержкой своему хозяину.

  6. Пудель

    Список был бы неполным без королевского пуделя. Добрый и неприхотливый, он готов служить своему хозяину до последнего вздоха. Пудели просты в уходе и дрессировке, поэтому подойдут даже неопытным владельцам. С этой собакой невозможно соскучиться: пудель поддержит любую игру и с радостью будет встречать друзей семьи. Но, если хозяину потребуется помощь, эта собака сделает все возможное ради того, чтобы он был счастлив.

  7. Ротвейлер

    Ключевое качество ротвейлера – его преданность. Смышлёный, верный и храбрый ротвейлер, безусловно, требует дрессировки и воспитания. Собаки этой породы уже много лет используются в качестве поводырей. Быстрые и сообразительные, при должных тренировках и сильном характере хозяина ротвейлеры способны стать отличными поводырями и защитниками.

Собаки для слепых: средство реабилитации или лучшие друзья? :: Реабилитационная индустрия России

26 декабря 2019 12 мин чтения
Что нужно незрячему? Обзор слепоглухого эксперта Сергея Флейтина

Качество продукции в конечном итоге определяет пользователь. Реабилитационная индустрия при всех её особенностях – не исключение. Об этом свидетельствует опыт множества проектов, как успешных, так и оставшихся в истории. Наш сегодняшний гость уже много лет изучает отрасль и её продукцию. Интерес Сергея Флейтина к техническим средствам реабилитации незрячих людей носит не только личный характер, но и профессиональный. В прошлом тотально слепой Сергей работал экспертом по ТСР Европейского союза слепоглухих и был генеральным секретарём этой организации, а сегодня занимает должность вице-председателя благотворительного фонда «Творческое Объединение «Круг». Сергей Флейтин один из немногих незрячих россиян, который на себе опробовал большинство существующих средств реабилитации и ассистивных устройств. Некоторые разработки стали верными спутниками Сергея, каждый день помогая ему в быту, а другие пылятся в дальнем углу после первого же использования. Почему ведущий российский эксперт в области ТСР выбирает те или иные девайсы? Какими критериями руководствуется? Чем отличается отечественная продукция для слепых от иностранной? И чего так не хватает российским производителям? Об этом и многом другом в нашем сегодняшнем интервью с Сергеем Флейтиным. Побеседовать с этим удивительным человеком корреспонденту «Реабилитационной индустрии России» удалось на встрече Клуба Звукового Зрения, куда Сергея пригласили в качестве эксперта и почётного гостя. Участники Клуба – незрячие люди, овладевшие устройством vOICe vision, которое с помощью видеокамеры, наушников и процессора преобразует изображение в звуковую дорожку по определённому алгоритму. При помощи такого устройства человек в буквальном смысле может «видеть» с помощью звука. Подробней о проекте читайте в нашем обзоре «Звуковое зрение vOICe vision. Взгляд из тьмы». – Здравствуйте, Сергей! Хотел бы начать наш разговор с проекта vOICe vision. Я читал ваш отзыв об устройстве и, насколько могу судить, Звуковое Зрение вам интересно. Как вы считаете, эта технология перспективна для реабилитации незрячих людей? – Здравствуйте! Звуковое Зрение vOICe vision – очень интересное решение для отечественного рынка. Но я не уверен в его универсальности. Чтобы видеть звуком человек должен обладать некоторыми врождёнными способностями, вроде тех, которые есть у музыкантов. Возможно, у меня они тоже есть, потому что уже через час занятий с устройством войс я сумел кое-что «разглядеть» – отличить большой предмет от узкого, толстый от широкого, сумел посчитать их количество на столе. А, возможно, я ошибаюсь и овладеть Звуковым Зрением могут все. Технология в целом работает и может принести много пользы незрячим людям. И не только в качестве «зрения», но и, например, для развития пространственного мышления у слепых, что очень важно для тех, кто не видит с рождения или с раннего детства. У технологии vOICe vision может быть много направлений, а значит проект перспективный. – Какие ближайшие аналоги vOICe vision вы знаете? Схожие по функционалу, либо по ощущениям? – Технология пока одна, вокруг неё все и крутится. Я с ней знаком ещё с конца 90-х, когда об алгоритме vOICe стали говорить в англоязычном сегменте Интернета, на иностранных ресурсах. Тогда вместо устройства использовались небольшие компьютеры с объёмной камерой на голове. Чуть позже появились смартфоны и было разработано приложение Voice под Android. Но на этом всё и застряло. Вот есть алгоритм, есть приложение – и что мне с ними делать? Включаешь – что-то шумит. А дальше что? Следующий шаг был сделан уже в России командой vOICe vision. Эти ребята толкнули паровоз вперёд, реализовав одну важную вещь. Они сформировали методику обучения Звуковому Зрению. Это ключевой момент проекта. Потому что сделать устройство не так сложно – купил камеру, наушники и запрограммировал под алгоритм. А вот научить слепых людей пользоваться таким устройством – по-настоящему большое достижение. Очень рад, что в России сумели решить эту задачу. – Полностью с Вами согласен. Но давайте поговорим и о других проектах. Скажите, какие средства реабилитации вы готовы посоветовать незрячим людям? Что сейчас наиболее полезно и эффективно? – В контексте нашего сегодняшнего разговора я бы говорил не о «средствах реабилитации» (это, на мой взгляд, слишком общее и широкое понятие), а о средствах ориентировки незрячих в пространстве. Самое эффективное средство реабилитации – белая трость. Всё остальное – дополнения. Это должен понимать каждый незрячий. Что касается дополнений, в первую очередь, я бы рекомендовал людям с инвалидностью по зрению установить какое-нибудь навигационное приложение на смартфон, которое будет в реальном времени озвучивать ваше местоположение и поможет правильно выбирать направление и вообще ориентироваться. Это удобно не только при передвижении пешком, но и при поездках в общественном транспорте. Например, сели вы в автобус, а остановки в нём не объявляются или объявляются неправильно. Таких навигационных приложений сейчас полно в открытом доступе, не буду выделять какое-то конкретно. – Есть ли среди них достойные продукты, созданные в России? – Существуют интересные решения для навигации и от отечественных разработчиков. Когда я бываю в Санкт-Петербурге, я всегда пользуюсь системой «Говорящий город». Сейчас она реализована в двух форматах: в виде пользовательского устройства или приложения на смартфон, но использует не карту местности, а радиомаяки, расположенные на конкретных объектах городской инфраструктуры и на транспорте. Чем хорош и удобен «Говорящий город»? Вот стоит незрячий человек на остановке, на которой останавливается много разного транспорта. Как ему выбрать нужный, чтобы постоянно не дёргать стоящих рядом пассажиров? «Говорящий город» решает эту проблему и подсказывает тебе – где и какой транспорт остановится, подскажет – где двери у твоего автобуса и даже предупредит водителя о том, что на остановке незрячий пассажир. Это очень удобная система для навигации внутри города. Но она требует создания инфраструктуры – установки радиомаяков и трансиверов на каждом конкретном объекте. Всё это стоит времени и влечёт дополнительные затраты. Знаете, в теории «Говорящий город» можно было бы заменить каким-нибудь приложением, вроде «Яндекс.Транспорта» или его аналогов, будь они более доступными для слепых. Но, к сожалению, разработчики обычных приложений редко учитывают потребности такой целевой аудитории, как незрячие люди. Поэтому «Говорящий город» в тех местах, где он установлен, остаётся самой удобной системой для навигации. – Как вы в целом оцениваете отечественных разработчиков и производителей средств реабилитации? В чём они могут уступать, или наоборот, опережают своих западных коллег? – Мне кажется, что у наших и зарубежных разработчиков разные идеологии, которые выражаются в разном подходе к делу. В России хватает талантливых ребят, которые выходят на рынок с интересными решениями. Но если на Западе инновации в реабилитационной отрасли очень часто начинаются с открытых, либо недорогих проектов, то у нас пытаются сразу создать нечто масштабное, с большим потенциалом, но при этом очень затратное. Если финансирование не находится, то проект в итоге прекращает своё существование, либо замораживается. Я сам участвовал когда-то в продвижении интересного решения – навигатора для незрячих Oriense. Планы были наполеоновские, и, в общем-то, и перспективы у проекта тоже были. Задумка отличная, но не смогли найти спонсоров, организовать финансирование надлежащим образом. А потом и вовсе в результате неудачного эксперимента с программной частью погубили проект, сделав его неприменимым для больших городов – в него нельзя было загрузить большие карты. Вернуться к старому софту уже нельзя, потому что нет необходимых навигационных карт в старом формате. В итоге это устройство уже много лет лежит у меня дома абсолютно бесполезное, о чём я часто жалею. – То есть всё дело, как обычно, упирается в деньги? – Наоборот. Проекты станут эффективней, если организовывать их таким образом, чтобы не упираться в 100% коммерческую составляющую. – Это как? Работать на одном энтузиазме?  – Давайте посмотрим на vOICe vision. Это хороший проект и прекрасный пример того, что я имею в виду. Есть технология Звукового Зрения и есть устройство, созданное нашими разработчиками, которое позволяет им пользоваться. Есть ключевой момент – методика обучения Звуковому Зрению, а также люди, которые эту методику придумали, которые обучают по ней людей и работают в проекте. Они, безусловно, заслуживают какую-то оплату труда и не могут работать бесплатно. Но в то же время, если вам интересна технология, вы полны энтузиазма, но не можете заплатить за устройство и обучение, никто не мешает вам поставить на смартфон приложение Voice, почитать какие-то заметки в Интернете и попробовать самостоятельно освоить алгоритм. Более того, если не дай бог, vOICe vision прекратит своё существование – приложение никуда не денется, как и алгоритм. Проект, так или иначе, будет жить… – И опыт сегодняшних членов Клуба Звукового Зрения сохранится. – Верно. Плохо, когда наоборот проект замкнут исключительно на себе. В таком случае, нет денег и всё заканчивается. Причём даже те люди, которые уже заплатили за это решение, окажутся брошены. Вот это очень скверно. Но в России, к сожалению, всё именно так часто и происходит. Нет денег, и при этом в проектах отсутствует открытая составляющая, которую можно было бы оставить условным последователям. Приведу классический пример. В конце 90-х при МГУ работал центр речевых технологий. Там разработали синтезатор речи потрясающего качества для того времени. Он пользовался спросом на рынке, приносил деньги. Для народа он вошёл в историю как «Говорящая мышь», его продавали в киосках на компакт-дисках. С помощью такого синтезатора можно было создавать мультимедийные приложения и частично даже работать в Windows (хотя в те времена все незрячие ещё пользовались DOS). Это был прорыв для нашего рынка, для всей индустрии. А потом появилась одна реабилитационная контора в Москве, которая на деньги столичного правительства решила сделать для незрячих читающие машины. Получив финансирование, они купили все библиотеки этого речевого центра, создавшего «Говорящую мышь». А потом вдруг разорились и прекратили своё существование – со всеми исходниками и копирайтами. В результате и синтезатор речи накрылся, перестал развиваться и окупаться. – И как разработчики могут избежать подобного печального исхода? Как обстоят дела за рубежом? – Давайте, я снова приведу пример. Есть такая интересная программа экранного доступа под Windows, вполне функциональная, простая и главное – полностью бесплатная для конечного пользователя. Называется NVDA. Её создали два незрячих австралийца. Вместе с программой они запустили специальную кампанию, цель которой – собирать деньги на реализацию проекта. Делается это самыми разными путями, от пожертвований, которые предлагается сделать пользователям при загрузке скринридера (причём можно сделать разовое пожертвование, а можно переводить деньги на регулярной основе), до заключения договоров с организациями, которые могут для этой программы сделать какие-то платные дополнения – высококачественные синтезаторы речи, например. Часть от продажи таких дополнений идёт на развитие основного проекта NVDA, который предоставляется всем пользователям бесплатно. У нас, к сожалению, инфраструктуры для подобных решений не существует. Проекты не могут развиваться самостоятельно. Вместо этого создаётся много избыточно дорогих решений, которые изначально нацелены на то, чтобы получать финансирование от государства. И если эти решения или устройства не включены в федеральный перечень технических средства реабилитации, то проект сворачивается и прекращает своё существование. – Можно ли сделать инновационный проект доступным в российских реалиях? – Существуют лицензии, которые позволяют сохранить открытость программной части, чтобы передать её последователям. Например, операционная система Linux подразумевает такую открытость всегда. Её используют во множестве коммерческих решений, зачастую с очень большим оборотом. Но лицензия, по которой эта операционная система распространяется, требует того, чтобы каждый разработчик, который внёс в неё какие-то изменения, сделал их общедоступными. – Чтобы вы хотели пожелать разработчикам, инженерам, которые создают сегодня устройства для людей с инвалидностью? – Максимально взаимодействовать с конечными пользователями, получая обратную связь. Не нужно придумывать самостоятельно – в чём, по их мнению, может нуждаться человек с инвалидностью, нужно спрашивать об этом самого человека с инвалидностью. Я когда-то входил в команду жюри, которая оценивала конкурсные работы изобретателей. Через мои руки прошли около 500 заявок. Из них 20% предлагали решение (инновационное, по мнению самих разработчиков), которое уже давно есть рынке, и открыто там реализуется. Чтобы такого не происходило, чтобы не тратить усилия впустую – будьте более открытыми для своей целевой аудитории. – По-вашему, отрасли не хватает обратной связи с потребителем? – Люди часто приходят с каким-то своим решением и пытаются убедить, что их устройство кому-то нужно, а потом сильно удивляются, что им никто не пользуется. Такие разработчики могут быть талантливыми, целеустремлёнными энтузиастами, которые без задней мысли хотят помочь. Но на рынке, к сожалению, встречаются и другие производители – ещё хуже. Мне по роду своей деятельности, доводится много работать с Фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». Недавно совместными усилиями нам удалось выгнать с московского рынка компанию – недобросовестных разработчиков, которые хотели за счёт бюджетных средств раздать слепоглухим некачественные брайлевские дисплеи. Проект просто скопировали у другого отечественного производителя, но скопировали безграмотно: убрали все дорогостоящие составляющие, а затем даже не апробировали устройство с участием целевой аудитории. При этом сумели выйти на тендер, предложив поставлять брайлевские дисплеи в два раза дешевле рыночной стоимости. И чуть было не добились своего, ведь у нас вся система госзакупок ориентирована главным образом на цену. –  Считается, что такая система позволяет наиболее эффективно расходовать бюджет. – В других странах от этого уже давно ушли. Например, в Израиле производят интеллектуальную камеру, которая крепится к очкам и голосом описывает окружающую реальность, вплоть до чтения текстов. Стоит такая штука дорого – порядка 5 тысяч евро. Но если незрячий человек захочет приобрести её, то он может сделать это за 10% её стоимости, а 90% оплатит государство. Потому что главным критерием оценки для местных чиновников там служит не цена, а степень полезности.  – Аналогичные разработки производят и в России. Лаборатория «Сенсор-Тех» выпускает Умную трость «Робин». – Да, верно. Это устройства одного порядка. Но в России «Робин» можно приобрести только по его полной стоимости, государство не будет финансировать его распространение. Правильно это или нет – другой вопрос. Я сейчас говорю о подходе в целом, о том, чего у нас в стране ещё нет. У нас нет механизма оценки полезности для целевой аудитории, у государства вообще нет такой практики – все решения принимаются исключительно через призму стоимости. – Это относится ко всем устройствам, которые входят в федеральный перечень и выдаются по ИПРА? Государство вообще обновляет этот перечень? – Очень редко. Например, только в 2018 году туда добавили брайлевский дисплей для слепоглухих, а без этого устройства человек с инвалидностью по слуху и зрению вообще не может пользоваться электронными устройствами. Но даже несмотря на эти редкие изменения,  механизм обеспечения инвалидов ТСР у нас ещё крайне несовершенен. Нет критериев оценки качества средств реабилитации, нет независимого экспертного сообщества, которому государство могло бы доверять. В результате часто закупаются очень дешёвые, но бесполезные для потребителей средства. – Вы считаете, что ответственные чиновники могут этого не замечать? – Я не думаю, что государству интересно выбрасывать огромные средства (в масштабе серийного производства) на те решения, которыми люди не станут пользоваться. Вот человек получил такое устройство, купленное за счет бюджета – дешёвое, но малоэффективное, и понял, что оно ему не помогает. Что он сделает? Положит его на полку и забудет. А сам будет копить, экономя на всём, недоедая и терпя лишения, чтобы купить рабочий аналог, купить на обычном коммерческом рынке. Такая история в России может приключиться с любым человеком – незрячим, глухим, колясочником. – Попытка сэкономить на средствах реабилитации может привести к тому, что деньги просто будут выброшены? – Да, просто уйдут на ветер. О чём и речь. Я не думаю, что государству это выгодно. Ведь все знают, что скупой платит дважды. – Спасибо вам за содержательную беседу и ваше экспертное мнение! Надеюсь, очерченные вами проблемы – это лишь временные трудности и они могут быть преодолены.

собака-поводырь – это больше, чем просто домашнее животное

Ежегодно каждую последнюю среду апреля (в этом году 26 апреля) в более чем 60 странах мира отмечается Международный день собак-поводырей. В России официально действуют только два центра по подготовке таких животных, откуда незрячие люди могут забрать себе помощника. Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников, созданная в 1960 году, и АНО «Учебно-кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов»», действующий с 1999 года.

Для инвалида по зрению собака-поводырь часто является единственным проводником в городе. Но в общественных местах люди с четвероногими помощниками иногда сталкиваются с негативным отношением окружающих к животным. По мнению Анны Суховой, заместителя директора центра «Собаки — помощники инвалидов», по закону собака-поводырь имеет право доступа во все общественные учреждения.

«Случается, что охрана не пускает в магазины или поликлиники, в такой ситуации хозяин собаки должен объяснить, что без нее невозможно передвигаться незрячему, — говорит Анна Сухова. — Приходится ссылаться на законодательство, где прописано, что собака-поводырь — это средство технической реабилитации, а не обычное домашнее животное».

Но, по словам эксперта, постепенно отношение к собакам-поводырям в обществе меняется. И с каждым годом конфликтных ситуаций, когда незрячему запрещают войти в общественные места со своим питомцем, становится меньше.

Лучший помощник

Как рассказала Анна Сухова, за годы существования центров методы дрессировки практически не изменились. Единственное, города стали более оживленными. Поэтому основные тренировки проходят на городских улицах, чтобы собаки уже в процессе обучения привыкали к шумным магистралям, активному транспортному потоку.

«Собака должна быть приучена к поездкам в автобусах, электричках, метро, чтобы для нее это не было стрессом, когда она будет помогать незрячему человеку, — поделилась кинолог. — Основная задача такой собаки — довести незрячего до конечной точки маршрута и обеспечить его безопасность».

Проводник соблюдает правила уличного движения, предупреждает обо всех препятствиях, которые встречаются у него на пути (бордюры, камни, лужи, ветки, ступеньки). Если  на тротуаре достаточно места, то собака легко обходит препятствия. В толпе людей поводырь также может лавировать, не давая столкнуться хозяину с прохожими.

Обычно инвалидам по зрению предоставляют собак возрастом не младше полутора лет, до этого будущий помощник проходит социализацию и курсы дрессировки, чтобы незрячему человеку легче было справиться. Основная порода — лабрадор-ретривер. По мнению специалистов, они лучше всего подходят на роль проводников. Эти собаки хорошо обучаются, легки в уходе. Человеку удобно с такой собакой: она достаточно крупная, чтобы вести человека за собой, но в транспорте не занимает много места. Кроме того, это доброжелательное животное, у лабрадора исключена агрессия по отношению к незнакомым людям. И не может возникнуть неприятной ситуации, когда собаке вдруг показалось, что человеку хотят навредить.

Собаки‑поводыри: как в Балашихе готовят помощников для незрячих людей — Обзоры

Учебно-кинологический центр «Собаки-помощники инвалидов» работает в Балашихе более 17 лет. На всей территории России только две подобные школы, которые воспитывают и дрессируют собак-поводырей для незрячих людей. Как строится работа центра, чему здесь обучают животных и как им помогают найти «своего» хозяина, читайте в материале «РИАМО в Балашихе».

Кинолог о воспитании собак, опасных породах и моде на домашних питомцев>>

Отбор кандидатов

Стать поводырем может не каждая собака – она должна быть миролюбива, весела, а главное – дружелюбна к человеку и окружающей среде.

Бродячие собаки в Балашихе: спасти нельзя убить

«Кроме того, у собаки должны отсутствовать ярко выраженные охотничьи инстинкты. И даже по размеру животное должно быть не большим и не маленьким, а средним. Поэтому наша основная порода – лабрадоры, иногда работаем с золотистыми ретриверами. Это очень контактные, добрые собаки», – рассказывает тренер-дрессировщик центра Наталья Рафиева.

И говорит, что есть еще очень важный момент: лабрадоры в большинстве обладают отменным здоровьем.

«Другие породы собак склонны к различным заболеваниям. Например, у бульдогов из-за сплющенного носа часто возникают проблемы с дыханием – они не могут работать на жаре. И на морозе тоже – из-за отсутствия подшерстка», – объясняет Наталья.

По ее словам, большое значение имеет и распространенность породы. У лабрадоров большой помет – это позволяет тщательно отбирать щенков. А если порода собаки редкая и за год, условно говоря, рождается только пять щенков, то это очень серьезно ограничит возможности центра.

«Из десяти щенков лабрадора мы отбираем только одного – проводим тестирование по разным критериям. Так, щенок не должен бояться посторонних предметов – скажем, черного полиэтиленового пакета, громких звуков – упавшей связки ключей, сигнала автомобиля. Очень важно, чтобы щенок был контактным, ориентированным на общение. То есть даже в ситуациях, когда ему предложат новые игрушки, щенок должен предпочесть общение с человеком», – рассказывает тренер-дрессировщик.

В отпуск с кошкой или собакой: как путешествовать с домашними животными>>

Волонтерские семьи

©  Предоставлено центром «Собаки‑помощники инвалидов»

©  Предоставлено центром «Собаки‑помощники инвалидов»

Щенки, которые станут поводырями, после тестирования отправляются не в центр, а в волонтерские семьи. Люди, которые по каким-либо причинам не могут завести себе домашнего питомца, берут маленьких лабрадоров на воспитание. Их задача – дарить малышу любовь и заботу, а все остальные хлопоты и расходы – покупку корма и игрушек, ветеринарное обслуживание – берет на себя центр.

Осторожно, клещи: как уберечь себя, детей и домашних животных от опасности

«Раз в неделю в семью выезжает наш куратор – смотрит, как щенок растет и развивается, забирает его на занятия. Это не привычная дрессировка и обучение каким-то командам, а социальная адаптация животного, ведь он должен привыкнуть к городским улицам, где ему скоро предстоит работать», – объясняет Наталья.

Сотрудники центра говорят о своих волонтерах с большой теплотой. И это заслуженно, ведь они берут на себя ответственность за щенка не ради забавы, а помогают незрячим людям обрести друга и помощника.

«Кто-то воспитывает одного щеночка и на этом останавливается. Но есть и такие семьи, которые вырастили уже семь-восемь щенков. Мы очень благодарны этим людям! И всегда рады, когда в нашей команде появляются новые волонтеры», – с воодушевлением говорит тренер.

Закон об ответственном обращении с животными: как не нарваться на штраф>>

Обучение и дрессировка

©  страница учебно‑кинологического центра «Собаки‑помощники инвалидов» в соцсети «Вконтакте»

Когда щенку исполняется один год, его забирают в кинологический центр на повторное тестирование. Задача тренера – выяснить, сможет ли собака выполнять работу поводыря или нет. Ведь бывает и такое, что в процессе взросления у лабрадора проявляется боязнь громких звуков или выявляется какая-то болезнь.

Айлурофилия: как любовь к кошкам превращает человека в раба

«Очень редко, но все же бывает, что собака не подходит. Тогда мы предлагаем волонтерам оставить ее в качестве домашнего питомца либо ищем для нее новую любящую семью. Лабрадоры, которые прошли профтестирование, отправляются на дальнейшее обучение, которое длится 6-8 месяцев», – говорит Наталья.

Процесс обучения собаки-поводыря долгий, сложный и серьезный. Первый курс дрессировки похож на тот, который проходят обычные собаки, за исключением некоторых нюансов. Так, лабрадора никогда не спускают с поводка и не разучивают с ним команды на расстоянии – незрячему человеку они не важны, ведь он не сможет понять, справилась собака с заданием или нет.

«Собака всегда рядом, у левой ноги. Кроме того, мы учим ее не поддаваться воздействию рук, а реагировать только на голосовые команды. То есть если собака стоит и ей давят на круп, она не сядет, а продолжит стоять – ведь ей не давали голосовую команду. При этом после каждой команды незрячий человек проверяет собаку руками – сделала ли она то, что ей было сказано? И такие прикосновения не должны вводить питомца в заблуждение – сейчас с ней не играют, ее не ласкают, а потому реагировать нельзя», – рассказывает тренер-дрессировщик.

Затем собаки-поводыри проходят второй курс обучения – самый сложный, который сотрудники центра между собой называют «маршрутами». Лабрадора учат ходить с незрячим человеком из точки А в точку Б, причем собака должна вести хозяина самым безопасным путем, предупреждая его об опасности – бордюрах, светофорах, припаркованном на обочине автомобиле.

«Собака, увидев опасность, останавливается – дает незрячему человеку возможность определить тростью, какое перед ним препятствие и как его можно преодолеть», – говорит тренер-дрессировщик.

Горожане об открытии подвалов: помощь бездомным кошкам или угроза жильцам?>>

Внутренний контакт

©  страница учебно‑кинологического центра «Собаки‑помощники инвалидов» в соцсети «Вконтакте»

В фильмах и книгах собаки-поводыри предстают перед нами в романтическом образе – они преданы только своему хозяину и даже чувствуют его на расстоянии. Однако за то время, пока собаку обучают премудростям новой профессии, она успевает «прикипеть душой» к тренеру.

Четвероногие борцы с преступностью: рассказ кинолога из Балашихи

«У овчарок, например, «переключение» с одного хозяина на другого происходит долго и болезненно. Для нее существует только тренер, изменить это очень трудно, и в итоге переезд на новое место жительства для овчарки становится травмой. А вот у лабрадора «переключение» происходит быстро. Конечно, мы этому тоже способствуем. Тренер перестает собаку гладить, ласкать, давать ей лакомства – эти функции выполняет только незрячий человек. И когда он забирает собаку к себе домой, она спокойна, счастлива, так как уходит с тем, кто стал для нее родным», – объясняет Наталья.

По ее словам, между собакой-поводырем и человеком действительно есть тесная, незримая для других связь. Если она выражена очень ярко, питомец даже может предупредить хозяина о серьезных проблемах со здоровьем.

«У каждой болезни – эпилепсии, сахарного диабета, онкологии – есть свой запах, ведь в организме происходят гормональные изменения. Человек выдыхает воздух, собака его вдыхает и понимает – что-то не так. Если воздух «странно пахнет», она может уловить предвестники приступов, обострений. Животное это почувствует, поймет и сможет предупредить хозяина – конечно, если этому научить», – говорит тренер.

Тренер сборной по регби на колясках: «Инвалиды не должны сидеть дома»>>

Индивидуальный подбор

©  страница учебно‑кинологического центра «Собаки‑помощники инвалидов» в соцсети «Вконтакте»

В центр «Собаки-помощники инвалидов» обращаются мужчины и женщины разного возраста, с разным характером и взглядами на жизнь.

«Незрячие люди все разные. Кто-то инициативен и обращается к нам лично, услышав о центре по сарафанному радио. Например, один мужчина сказал: «У меня жена, трое детей, ипотека и ИП. Хочу собаку, поедем с ней за границу!» Есть и такие, кого приводят родственники. Например, 30-летний парень заявляет: «Мама сказала, что нужна собака». При этом сам он ничего делать не умеет, даже микроволновкой пользоваться», – говорит куратор центра Галина Александрова.

Что делать при встрече с диким животным в лесу

Все разные, а потому конкретному человеку подойдет не каждая собака. Именно поэтому сотрудники центра тратят много времени на то, чтобы подобрать идеальную пару.

«Мы приезжаем к незрячему человеку, чтобы изучить его жизненный уклад, его самого. Какой он комплекции, веса, роста, темперамента? Ходит медленно или быстро? Какой у него распорядок дня? Исходя из этих и других параметров подбирается собака. Но человек получает ее не сразу, а только через год-полтора, ведь процесс воспитания собаки-поводыря долгий», – объясняет Галина.

Когда собака полностью готова перейти в руки хозяина, его вызывают в центр. Здесь он две недели живет в специально оборудованных комнатах и учится владеть собакой.

Куратор акцентирует внимание на слове «владеть» и объясняет: когда собака находится в шлейке – она работает. И чтобы в работе не было сбоев, хозяин должен уметь грамотно управлять своим «подчиненным». Если же собаке дана команда «гулять», то она становится обычным домашним питомцем, который резвится, радуется, требует лакомств и даже хулиганит.

«Человек ежедневно ходит с собакой по маршрутам – их два, и самый маленький – 2,5 километра. Он слушает лекции, которые читают наши сотрудники, взаимодействует со своим питомцем – и только спустя две недели едет домой с новым другом и помощником. С незрячим человеком собака остается до конца жизни. Но мы своих воспитанников не бросаем – всегда на связи. Узнаем, как живет собака, как себя ведет. А раз в год просим предоставить справку от ветеринара, чтобы убедиться: пес жив и здоров», – рассказывает куратор центра.

Соседи не то, чем кажутся: адское мясо, кот в платье и безудержная страсть>>

«Техническое средство»

©  страница учебно‑кинологического центра «Собаки‑помощники инвалидов» в соцсети «Вконтакте»

Ежегодно центр «выпускает» около 25 собак-поводырей – не только для Балашихи, а для всей России. В холле организации висит большая карта страны – флажками обозначены города, в которых уже живут ее воспитанники. Отмечены Краснодар, Сочи, Тверь, огромное количество подмосковных городов, а самые далекие отметки – это Сахалин, Комсомольск-на-Амуре, Магадан.

Презентация учебного центра «Собаки — помощники инвалидов»

«Спрос на собак-поводырей в нашей стране не очень большой. В Великобритании, например, ежегодно готовят около 1 тысячи собак-помощников, а в России с учетом второго центра – не более ста. Причин несколько, но главная – это неприятие, неготовность нашего общества к тому, что незрячие люди передвигаются по городу с собакой», – говорит куратор центра.

Парадокс в том, что закон разрешает входить с собакой-поводырем практически в любое помещение – начиная кафе и парикмахерской и заканчивая общественным транспортом и процедурным кабинетом в больнице.

«Но люди, сотрудники различных организацией, об этом не знают – и нередко препятствуют проходу незрячего человека с собакой-поводырем. Кроме того, в федеральном законе наших воспитанников называют «техническим средством реабилитации», поэтому никто не берет в расчет, что собака – это живое существо с характером, чувствами и эмоциями», – отмечает Галина.

По ее словам, центр не ратует за то, чтобы изменить терминологию в законе. Пусть собака-поводырь останется «техническим средством». Важнее другое – чтобы закон, который сейчас существует только в теории, наконец-то начал действовать и на практике.

«За это мы боремся все вместе. Незрячие люди тоже защищают свои права – пишут в различные инстанции, включая прокуратуру, жалуются на то, что их куда-то не пустили. Ситуация постепенно меняется в лучшую сторону: к окружающим приходит осознание того, что собака-поводырь столь же необходима незрячему человеку, как инвалидная коляска для того, кто парализован», – резюмирует Галина Александрова.

99% слепых в России не могут получить собаку-поводыря

В России не хватает собак-поводырей, свидетельствуют данные сервиса Brand Hub, собранные в рамках благотворительного проекта. Как оказалось, за последние четыре года во всей стране было подготовлено всего 312 таких животных. Получить собаку смогли менее 1% от всех слабовидящих.

Одним инвалидам приходится долгое время ожидать в очереди. Другие сами не подают заявку на собаку – кто-то по незнанию, а у кого-то нет возможности или желания содержать собаку.

Например, некоторые слабовидящие не заводят собаку из-за работы. Так, многие работают массажистами. Но в массажных кабинетах нет специальных помещений, где сотрудник мог бы оставить собаку. А в помещении, где делается массаж, собака не может находиться из гигиенических соображений.

Иногда препятствием могут стать и невеликие компенсации, не покрывающие всех расходов на содержание животного. А еще – проблемы с доступностью среды. Несмотря на законодательные нормы, далеко не во все магазины и учреждения пускают с собакой-поводырем.

Бесплатным обеспечением инвалидов по зрению собаками-поводырями занимается Фонд социального страхования. Для подачи заявки на собаку нужно собрать документы. В индивидуальной программе реабилитации собака-проводник должна быть указана как необходимое «техническое средство».

С таким документом человек встает в очередь и ждет звонка. Ожидание может продлиться один день – а может и не один год.

При разработке индивидуальной программы о возможности получить собаку-поводыря часто даже не упоминают. Порой говорят, что собак нет или животное не положено.

В некоторых регионах это «техническое средство» крайне неохотно прописывают – ссылаются на отсутствие центров подготовки животных, необходимость долгого ожидания и так далее.

В таких случаях можно обратиться в другое учреждение — учебно-кинологический центр «Собаки-помощники инвалидов». В нем документов нужно меньше.

Проблема в том, что центр существует преимущественно на пожертвования. Государство компенсирует едва ли четверть расходов, рассказала представитель центра Элина Почуева. Ведь необходимо не только подготовить собаку, но и предоставить обучение ее будущему хозяину. А еще – обеспечить ему проживание и питание на время обучения.

Срок ожидания собаки в центре составляет год-полтора, пишут «Известия».

Всего в год два российских учреждения выпускают порядка 100 собак-поводырей – на всю страну.

Ранее сообщалось о рязанском пенсионере, которому удалось на ощупь построить дом. Главным помощником слепого, как признался сам Владимир Крысанов, был его пес Дик.

Глаза слепого: где и как готовят собак-проводников — Акценты — репортажи и аналитика

День белой трости, как день привлечения внимания к проблемам незрячих людей, проводиться по всему миру 15 октября. Помощником, спутником, а, иногда, и единственным другом слепых нередко становится собака-поводырь. Корреспондент РИАМО побывала в уникальной школе по подготовке собак-проводников, которая расположена в Подмосковной Купавне, и узнала, как собаки проводники учатся и сдают экзамены.

Меню для слепых может появиться в ресторанах России>>

Особенности школы

Фото: Юлия Титова

«Российская школа подготовки собак-проводников Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» существует с 1960-го года.

За время своего существования школа подготовила более 4200 собак-проводников для слепых. «Самое удивительное, что, хотя и открыли школу военные специалисты, сейчас мы военных специалистов сюда не допускаем», — рассказывает генеральный директор Олег Евгеньевич Исаенко. По словам руководителя, применяемая методика противоположна принципам обучения собак для военных целей.

«Наша собака не может охранять. Если она начинает охранять, то ее нужно выбраковывать — она уже не проводник», — отмечает Исаенко. Сейчас в школе созданы все условия для комфортного проживания собак. Здесь обустроены: родильное отделение, щенятник, питомник, площадки для выгула, кормокухня и многое другое. Просторные вольеры оснащены маятниковой дверью, позволяющей собаке самой выбирать между теплой и уличной частью своей территории. Для щенят есть отдельный тренировочный зал с беговыми дорожками. Сейчас в школе одновременно может находиться 100-110 собак.

По словам руководителя питомника Ольги Александровны Володиной, на данный момент 95% собак, подготовленных школой, составляют лабрадоры. Всего же школой признано 4 породы собак, которые могут стать хорошими собаками-проводниками: лабрадор, золотистый ретривер, немецкая и восточноевропейская овчарки.

В школе не только обучают собак-проводников, но и разводят их. Правильный выбор племенных собак и подбор пар обеспечивает потомство наиболее ценными генетическими качествами. При выборе племенной особи значение имеет не только ее родословная, но и рабочие качества, здоровье и внешний вид — только те, кто соответствуют всем этим требованиям, становится племенными.

На всех основных этапах взросления и развития психики собаки проходят тестирования, по итогам которых проводится жесткая выбраковка. «У нас все очень строго, потому что собаке мы доверяем жизнь человека» — поясняет Володина. По словам генерального директора, в среднем отбраковывается 20-30 собак из 100. Тех животных, которые по каким-либо показателям не смогли успешно пройти курс собаки-проводника, школа пристраивает в добрые руки.

Священников научат общению со слепоглухими людьми на занятиях в Москве>>

Начало обучения

Фото: Юлия Титова

Щенков начинают тестировать уже с 45 дней. В это время проверяют их врожденные качества: контактность с человеком, реакция на воздействие и другие. Следующие тесты проводят в 3 и 6 месяцев, когда проверяют наработанные качества щенка, оценивая, насколько хорошо он все усваивает.

До полугода с щенками занимаются воспитатели. Они занимаются социализацией животных: ежедневно общаются с ними, гуляют, обучают щенков правильному поведению, стараются добиться того, чтобы собака, по возможности, спокойно на все реагировала и ничего не боялась. Щенков с первых месяцев жизни начинают приучать к городской среде, с этой целью организуются выезды в город Железодорожный, а также поездки в общественном транспорте.

В полгода щенок переходит в руки инструктора. Первые несколько месяцев специалист налаживает контакт с собакой, за это время очень важно заинтересовать ее в общении с человеком.

«Концентрация внимания на человеке — самое главное», — отмечает эксперт-кинолог Елена Александровна Сафиулина. После 10 месяцев начинается общий курс дрессировки, который подразумевает коррекцию поведения. Собаку учат спокойно идти рядом и не отвлекаться, обучают выдержке, добиваются спокойной реакции на любые прикосновения. По словам Сафиулиной, на это уходит в среднем один-два месяца.

Собаку также обучают нужной реакции на животных. «Она должна спокойно проходить мимо. Даже если она посмотрит и захочет пообщаться, то управляемость человеком не должна быть потеряна. Если хозяин запретит „проводнику“ подобный контакт, то собака должна послушаться», — поясняет кинолог.

Подмосковный театр, где слепые могут «посмотреть» спектакль>>

Основной курс и сдача экзамена

Фото: Юлия Титова

В ходе дрессировки собака должна освоить все маршруты школы и пройти спецкурс. На запоминание и освоение маршрута уходит 1-2 недели. Собака-проводник должна останавливаться перед всеми препятствиями (лестницы, заборы и т.д.) и вести своего хозяина максимально безопасным путем.

Спецкурс подразумевает различные провокации. Например, если собака остановилась перед препятствием, то она должна стоять до тех пор, пока не услышит команду, позволяющую продолжать движение, то есть животное должно реагировать только на устные команды. «Апорт» для «проводника» означает необходимость принести хозяину упавшую вещь, причем, в идеале, собака должна делать это и без команды. «Ей нужно дать понять, что ее любят, тогда она готова все для тебя сделать», — говорит Елена Александровна.

После полного курса обучения собака-проводник должна сдать экзамен. Он заключается в том, что инструктор надевает очки, в которых ему ничего не видно, а собака ведет его по маршруту до платформы «Купавна», а затем обратно. Обратный путь до школы животное проходит в наморднике, это нужно, чтобы он не влиял на правильность выбора дороги. На экзамене инструктора и собаку сопровождает представитель администрации и проверяющий, которые фиксируют ошибки собаки.

Для успешной сдачи экзамена нужно набрать 80 баллов из 100. Собаки-проводники, прошедшие экзамен, готовы для передачи своему новому незрячему хозяину. Каждому слепому собаку подбирают индивидуально, учитывая рост, черты характера и другие особенности. Собака передается слепому на безвозмездной основе. Практика возврата животных в школу, по словам Олега Евгеньевича, составляет 3-5% и происходит исключительно из-за людей (аллергия, переезды и т.д.).

Бродячая беда: как решают проблему бездомных собак в Москве>>

Обучение хозяев

Фото: Юлия Титова

Право на получение собаки-проводника имеют инвалиды по зрению 1 группы. Для получения собаки им необходимо обратиться в орган соцзащиты и написать соответствующее заявление. Оттуда заявка поступает в школу. Незрячий человек заполняет анкету о себе — и через 2-3 месяца он может приезжать для двухнедельного обучения обращению с собакой-проводником.

Генеральный директор школы Олег Евгеньевич Исаенко отмечает, что слепому не всегда сразу удается добиться от соцзащиты направления в школу. «К примеру, порядка восьми инвалидов в Татарстане хотят получить собаку-проводника, обращаются в фонд, а там ссылаясь на то, что нет средств, отказывают. Это ненормально. Органы соцзащиты должны помогать инвалиду, правильно? А здесь получается, они выступают дополнительным препятствием», — рассказывает Исаенко.

Однако если незрячий приезжает в школу собак-проводников за четвероногим помощником, то он должен быть готов пройти курс обучения и сдать экзамен. За две недели слепой проходит курс обучения практической работе с животным, осваивает основы ухода за собакой, получает базовые знания по ветеринарии, слушает различные лекции.

По словам Евгения Анатольевича, который обучается уже третий день, сначала в голове все спутывается от обилия новой информации, но со временем все раскладывается по полочкам — становится легче. Его собака-проводник Флаура пока еще отвлекается на инструктора, но вскоре она привыкнет к новому хозяину и полюбит его. Через 10 дней Евгению Анатольевичу предстоит сдать экзамен, чтобы доказать, что он сможет позаботиться о Флауре.

Экзамен состоит из двух маршрутов и курса общей дрессировки. Главное, что нужно продемонстрировать — степень управления собакой. «Пусть это будет 25 команд, но главное, чтобы он заставил ее это сделать», — отмечает эксперт-кинолог школы Елена Александровна.

Зверству – нет: как в Подмосковье решают проблему бродячих собак>>

Доброе дело

Фото: Юлия Титова

После обучения и сдачи экзаменов незрячий человек уезжает домой со своим новым другом и помощником. На новом месте собаке предстоит освоить новые маршруты. Их ей покажет кто-то из близких или друзей слепого. За несколько походов собака-проводник запоминает путь и через довольно короткое время может водить по нему хозяина. Для этого слепому следует назвать конечный пункт маршрута и дать команду «вперед».

Следует отметить, что хотя на практике собака обычно водит своего хозяина по 7-10 маршрутам, она способна запомнить дорогу более чем до 50 различных пунктов. Такой потенциал может сделать жизнь слепого намного разнообразнее.

Сотрудники школы очень любят и ценят свою работу. Для руководителя питомника Ольги Володиной самое главное в том, что ее работа приносит радость людям: «Все окупается теми эмоциями, которые мы получаем, передавая собак незрячим и узнавая, как им хорошо».

Дополнительный повод для радости дает ежегодное Дог-Шоу, которое проводит школа для незрячих, получивших собаку-проводника год назад. На этом мероприятии слепые показывают, чему новому они научились со своими собаками.

Рассказывая о Дог-Шоу, генеральный директор школы, делится своими впечатлениями. «Люди приезжают в школу, не зная что такое собака, не зная в чем особенности собаки-проводника. Здесь мы всему этому учим, вкладываем какие-то навыки. Дома они подкрепляют все практикой. В итоге получается удивительная вещь: инвалид, который привык, что именно он нуждается в помощи, понимает, что теперь кто-то другой ждет его ежедневной заботы, что он должен ухаживать за собакой, опекать ее», — рассказывает Исаенко. В собаке-проводнике незрячий находит незаменимого помощника и друга, взаимная любовь которого делает его жизнь лучше.

Подозреваемая выслеживала слепую перед похищением собаки-поводыря в Москве — Маркин>>

Юлия Титова

О нас | Собаки-поводыри для слепых

О нас | Собаки-поводыри для слепых Перейти к основному содержанию

Навигация по сайту GDB